Европейское образование в Венгрии. Статистика.

Образованное и высококвалифицированное население – это залог социально-экономического благосостояния государства. Образование играет исключительно важную роль в предоставлении людям знаний, навыков и умений, необходимых для эффективного участия в общественной и экономической жизни. Очевидно, что хорошее образование в значительной степени повышает шансы на хорошую работу с достойной зарплатой. Высокообразованных людей мало затрагивают тенденции безработицы, потому что, как правило, благодаря образованию человек становится более привлекательным трудовым ресурсом. В странах, являющихся членами ОЭСР, работу имеют 83% лиц с университетским дипломом по сравнению с показателем занятости менее 56% у лиц со средним образованием. Общий размер дохода, получаемого на протяжении всей жизни, также увеличивается с повышением уровня образования.

 

Вследствие снижения объема применяемого физического труда в течение последних десятилетий работодатели теперь отдают предпочтение более образованным работникам. Таким образом, процент учащихся, окончивших среднюю школу, позволяет получить представление об уровне их подготовки с точки зрения соответствия минимальным требованиям на рынке труда в той или иной стране.

 

В Венгрии 81% взрослых людей в возрасте от 25 до 64 лет получили документ об образовании, равноценный аттестату об окончании средней школы, что выше среднего показателя по странам-членам ОЭСР, равного 74%. Этот показатель в большей степени справедлив для мужчин, чем для женщин, так как доля мужчин, успешно окончивших среднюю школу, составляет 84%, а женщин – 78%. Эта разница в 6% больше, чем средняя разница в странах-членах ОЭСР, составляющая 2%, и это говорит о необходимости расширения участия женщин в получении среднего образования. Среди молодежи – более надежного показателя будущего Венгрии – 86% взрослых людей в возрасте от 25 до 34 лет получили документ об образовании, равноценный аттестату об окончании средней школы, что также выше среднего показателя по странам-членам ОЭСР, равного 82%.

 

У венгров на получение образования в возрасте от 5 до 39 лет в среднем уходит 17,5 года, что превышает средний показатель в странах-членах ОЭСР (16,5 года). Такая продолжительность периода получения образования находит отражение в высокой доле населения в возрасте от 25 до 34 лет, получившей среднее образование.

 

Однако, при всей важности данного показателя, процент людей, получивших образование, мало говорит о качестве этого образования. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), организованная и проводимая под эгидой ОЭСР, изучает уровень некоторых знаний и умений, приобретенных учащимися к концу периода обязательного обучения (как правило, в возрасте 15 лет) и необходимых для полноценного участия в жизни современного общества, в частности качества чтения, знаний по математике и естественным наукам. Как показывают исследования, данные навыки являются более надежными показателями экономического и социального благосостояния, чем количество лет, потраченных на получение образования в школе.

 

В Венгрии в тестировании качества чтения, математических навыков и уровня знаний по естественным наукам учащиеся в среднем набрали 496 баллов, что примерно соответствует среднему показателю по странам-членам ОЭСР, равному 497 баллам. В среднем девочки опередили мальчиков на 9 баллов, что соответствует среднему разрыву в странах-членах ОЭСР.

 

В системах образования с самыми высокими показателями успеваемости удается обеспечить высококачественное образование для всех учащихся. В Венгрии в среднем разница в результатах успеваемости между 20% учащихся из семей с наилучшими социально-экономическими условиями жизни и 20% учащихся из семей с наихудшими социально-экономическими условиями жизни составляет 132 балла, что значительно выше среднего показателя по странам-членам ОЭСР, равного 99 баллам, и является самым большим разрывом среди стран-членов ОЭСР. Это говорит о тенденции в образовательной системе Венгрии предоставлять образование более высокого уровня учащимся из обеспеченных семей.

 

http://www.oecdbetterlifeindex.org/countries/hungary/